Занятия

Группы, индивидуальные занятия, практики, балы и милонги и пр., а еще фестивали, семинары с приезжими преподавателями и выступления — форм для работы с танцем достаточно много. Понятно, что их комбинация дает лучший результат, чем что-то одно — и в какой-то момент даже интенсивные индивидуальные занятия с лучшим преподавателем становятся неэффективными — важно танцевать с самыми разными партнерами.

Эту комбинацию мы часто выбираем, ориентируясь на удобство (обычно по графику или по цене). А между тем, у каждой из этих форм свое место, ограничения и возможности. Здорово, когда можно положиться на преподавателя, обсудив и взяв какой-то “пакет” или “программу”. Если нет, приходится разбираться самостоятельно.

МИЛОНГИ. Для меня с этого начинались и начинаются любые занятия танцем — с возможности просто потанцевать, еще до всяких уроков я приходила танцевать на милонги с друзьями. И сейчас очень чувствуется, как без милонги, без Танца, без встреч глазами и руками с незнакомцами пропадает волшебство. Главное с самого начала находить место, время и компанию «по вкусу», в которой танцуется с удовольствием, и хотя бы иногда танцевать вдоволь. Будет это центральная милонга или тихий междусобойчик — не так важно. И очень здорово, если при этом получается потанцевать с незнакомыми партнерами. И даже если еще совсем не танцуешь — просто зайти послушать музыку и атмосферу.

С подогретым желанием танцевать и развиваться в танце, с возникшими вопросами, можно двигаться дальше.

В зависимости от графика и финансов дальше идут обычно группы или индивидуальные занятия.

ГРУППЫ ценны тем, что задают ритм и структуру занятий. Фиксированное время, определенная тема, упражнения к ней, весь материал логически выстроен. Можно попробовать каждый элемент с разными партнерами, и опираясь на чужие вопросы и ошибки объемно увидеть тему. Главное — чтобы собрались люди, с которыми интересно, и не так страшно ошибиться.

Если при этом еще помнить и удержать свою траекторию, текущую задачу в танго, то занятие по практически любой теме становится полезным. Но постановка такой темы уже, скорее, для индивидуальной работы.

Понятно, что при загруженном графике, и каких-то специфических данных (сложностях или наоборот способностях) группы как основной формат не подходят.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ всегда ориентированы не на тему, а на человека. Его способности и задачи, его ритм и скорость обучения. Это как раз работа по индивидуальной траектории, здесь ставятся задачи, здесь открывается собственная стилистика танца. Занятия гибко настраиваются по времени, месту, по вопросам и пр. И неочевидная сложность — без извне заданной регулярности легко сбиться с ритма. Но регулярные индивидуальные занятия в сочетании с любыми другими формами дают впечатляющие результаты. Тут важен еще один момент! У бальников есть известное правило — на 1 урок должно приходиться от 2 до 5 часов танца, чтобы авторизовать новый материал, чтобы тело освоилось. Без этого занятия остаются в голове каскадом слов, схем и теорий.

И тут моя любимая ПРАКТИКА. Когда уже видно, над чем работать, поставлены задачи, очень здорово попрактиковаться, отработать это все. Главное и самое сложное — договориться с партнером, чтобы было полезно обоим (по содержанию — над чем работаем, и по формату — сразу фидбечим или танцуем молча, что когда делаем и пр.). И еще, как оказывается, важно вовремя добавить фидбека от преподавателя, спросить, если что-то не получается или забылось, спросить до того, как начнет портиться настроение и заучиваться неудобное.

Что касается частоты занятий у меня есть несколько наблюдений — очень заметно, как за неделю тело успевает забыть. Ребята, которые ходят раз в неделю, двигаются медленно. Голова успевает, а тело нет. И часто из-за этого появляется некоторая разочарованность. И много раз доказано — заметный прогресс начинается с 2 раз в неделю. А когда у меня получалось в Буэнос-Айресе по 2 индивы + 2 группы + 1-2 милонги в день, скорости были космические. В Москве это хорошая недельная норма. А баланс каждый раз приходится искать индивидуально.