Blog

Музыка Латинской Америки: Доменико Циполи


Что представляет собой музыка Латинской Америки? Главное, что придает ей её характерное своеобразие — это соединение и смешение трех источников, трех совершенно различных культур и даже цивилизаций: европейской, индейской и африканской. При формировании этой музыки происходило несколько параллельных и взаимопроникающих процессов:

1) ассимиляция европейской музыки сначала индейцами, потом африканцами, а потом и креолами (креолами называют потомков европейцев, родившихся на американской земле);

2) взаимное влияние различных европейских музыкальных стилей друг на друга, которое в Америке происходило гораздо быстрее и интенсивнее, чем в самой Европе;

3) последующее влияние более поздних европейских музыкальных стилей (например, итальянской оперы) на креольскую музыку;

4) приезд латиноамериканской музыки в Европу, её преобразование и обратное возвращение в Латинскую Америку (как произошло в XX веке с танго).

Первыми двумя потоками европейской музыки, которые приехали в Америку вместе с первыми переселенцами в XVII—XVIII веках, были фольклорные песни и танцы (прежде всего испанские и португальские) и церковная музыка того времени. Собственно, именно с церковной музыки всё и началось. Она приезжала с первыми миссионерами, и очень быстро ассимилировалась местным населением: и индейцы, и африканцы, и креолы оказались потрясающе музыкально-одаренными ребятами. В хрониках первых миссионеров есть множество упоминаний о том, как, например, местные индейцы, не зная толком ни языка, ни европейской музыкальной грамоты, сами интуитивно писали церковные мессы, абсолютно правильно построенные с точки зрения европейской музыкальной науки.

Давайте начнем потихоньку входить в пространство этой музыки и искать, как разные стили и направления влияли друг на друга.

Сегодня я хочу познакомить вас с музыкой итальянского композитора Доменико Циполи (Domenico Zipoli, 1688—1726), который переехал жить и творить в Аргентину.

Жизненная и творческая судьба Циполи — это особый случай в цепи перемещений европейских музыкантов на американский континент. Современник Баха, Генделя и Скарлатти, в 1710-х годах он был одним из уважаемых в Риме мастеров композиции и игры на клавесине. Первое издание в 1716 году его Сонаты для органа и чембало (Sonate d’Intavolatura per organo e cimbalo), осуществленное под покровительством Марии Терезы Строцци, принцессы Форано, было знаком общественного признания. Однако уже в следующем, 1717 году, в расцвете таланта, Циполи неожиданно исчезает с европейской сцены. Причины, побудившие музыканта покинуть Европу и, вступив в братство миссионеров-иезуитов „Компания Иисуса“, отправиться в Южную Америку, неизвестны. Одни говорили об испытанном молодым человеком религиозном потрясении, подвигнувшем его на отправление высокой миссии распространения христианства, другие — о бегстве с целью спасения чести принцессы, его тайной возлюбленной. За восемь с половиной лет, проведенных в Америке, Циполи стал автором многих произведений, созданных для сопровождения религиозных церемоний в местных индейских поселениях-редукциях.

— Виталий Доценко. История музыки Латинской Америки XVI—XX веков.

Позже креольская земля создаст множество народных вариантов песен и танцев, основанных на церковной музыке (таковы, например, многочисленные рождественские вильянсикос). Но начиналось всё с классической европейской культовой музыки, и одним из первых, кто привез её в Аргентину, был Доменико Циполи. Я хочу поставить вам две его композиции, в которых мне лично слышны креольские настроения и влияние аргентинской земли. Для меня очень вдохновенным оказывается представлять, что именно с этой музыки началась та история, на другом конце которой мы с вами сегодня танцуем в зимней Москве аргентинские танго и фольклор.

Канцона в ре минор для органа:

Ария «Mia bella Irene»: