Habanera Tu
Год назад Фил Смирнов подарил мне книгу Виталия Доценко «История музыки Латинской Америки XVI—XX веков», и только неделю назад я наконец-то добрался до внимательного её изучения. Оказалось, что это очень захватывающее чтение — когда уже близко знаешь и танцуешь ту музыку, которая выросла из этой истории. И ещё когда можешь найти и послушать всё, о чем пишет автор.
Всего не расскажешь и не передашь, конечно, но некоторыми своими находками очень хочется поделиться. Тем более, что и музыка, и танец под названием «аргентинское танго» — очень узкий и частный феномен в ряду латиноамериканской музыки в целом. Важнее даже то, что вся латиноамериканская музыка представляет собой постоянный калейдоскоп взаимновлияющих друг на друга стилей и направлений, и слушать и танцевать танго вне этого калейдоскопа (например, замкнувшись на т.н. «золотом веке танго» 40-50-х годов XX века) мне лично наскучивает довольно быстро.
Это было небольшое предисловие. Дальше я буду потихоньку делиться некоторыми наиболее заинтересовавшими меня композициями и немного про них рассказывать. А также попробую передать общую канву музыкальной истории Латинской Америки от Колумба и до наших с вами сегодняшних занятий танго и фольклором. Это довольно интересная и занимательная история.
Одним из музыкальных стилей, который сильно повлиял на формирование танго в Буэнос-Айресе, является кубинская абанера (habanera, от названия столицы Кубы — Гавана). Одна из самых известных абанер — «Ты» (Tú) — принадлежит композитору Эдуардо Санчесу де Фуэнтесу (Eduardo Sánchez de Fuentes) и написана в 1892 году. Доценко пишет, что она, в частности, была очень популярна в России перед Первой мировой войной. В ней хорошо слышны мелодичные ходы и ритм, которые дальше стали регулярно использоваться в аргентинском танго времен его расцвета. Поет Фернандо Альбуерне (Fernando Albuerne), год 1972: