Blog

Como te sentiste?


Меня тут просили рассказать, как фидбечить на занятиях…

По моим наблюдениям бывает две крайности. Одна — в которой партнер просто молчит в сторонку о том, как было, что неудобно и т.д. И вторая — когда начинает объяснять, что и как мы должны поменять, чтобы ему / ей было удобно, из серии: «А руку держи вот так!»

И, если вдруг кажется, что это не важный момент…

Сколько недоразумений и негативных эмоций по поводу недостаточно тактичного фидбека! И сколько чудесных танцоров не стали танцевать из-за того, что их эмоционально раскритиковали на первых занятиях! А сколько партнеров и партнерш не танцуют с теми, с кем хочется, потому что их научили такими советами удобно танцевать только с одним (ну или несколькими) партнерами!

Вспомните своих партнеров (на себе, конечно, увидеть сложнее) — кто-то неудобно держит (или не держит) руку, не замечает этого за собой и не чувствует, что делает неудобно. Если об это ему /ей вовремя не сказать… это как минимум это потерянный танец (все внимание будет в этом неудобстве), для него / нее — потерянная возможность научиться танцевать лучше. И почему-то потом с ним / с ней танцевать не хочется.

Хороший фидбек — половина успеха. По большому счету, если мы действительно слышим и слушаем друг друга, нам не нужен преподаватель, мы учимся сами у каждого нашего партнера. Чувствуем, где ему / ей неудобно, как он / она слышит музыку, какие движения и украшения придумывает, какие возможности видит в вашем танце. Но часто настолько хорошего телесного слуха и навыка присутствия в моменте у нас нет, и тогда нам нужны слова.

В общем, тема важная, сложная и интересная.

Первое, что нам нужно, — внимание. Очень важно постоянно наблюдать, где и в какие моменты тело напрягается, теряет равновесие, зажимается, набирает или теряет скорость, где неудобно, где находится центр тяжести, как тело дышит и пр. То же внимание необходимо и в эмоциональной сфере — приятно, неприятно, грустно, волшебно, эмоционально напряженно, сексуально, нежно, раздраженно. Так как мы танцуем в паре, важно направить это внимание и на себя, и на партнера. Как мне? Как ему / ей телесно и эмоционально? В каждом танце важно сознавать (не всегда оформляя это в слова), что происходит. Даже если мы этого никому никогда не расскажем.

Дальше есть форматы и моменты, в которых уместно поделиться тем, что увидели. Милонга, на мой взгляд, наименее подходящий формат — там мы танцуем так, как хотим и умеем. А вот индивидуальные и особенно групповые занятия во многом зависят от того, что, как, с какой точностью и честностью мы вынесем в общее пространство. Очень отличаются по эффективности и энергетике группы, на которых участники активно фидбечат друг другу! Иногда преподаватель спрашивает, как было, что почувствовали в танце. Иногда есть отдельное время и место для фидбека и вопросов. Иногда, во время работы в паре можно что-то отфидбечить телом в танце или в процессе упражнений, а что-то даже проговорить словами.

И, по моему опыту, крайне важно, как сформулировать фидбек!

Неудобство или пожелание в виде я-сообщения получается гораздо точнее, чем любое ценное руководящее указание: «Я теряю равновесие…», «У меня устает рука», «Я не понимаю, как провести на поворот», «Я хотела бы станцевать более быстрый и задорный танец»… Часто кажется, что уже нам понятно, что нужно сделать нашему партнеру в неудобной для нас ситуации. Но в парном танце (как и при ДТП) сложности возникают в основном там, где ошибаются оба. Это не повод промолчать про неудобство — и преподавателю, и партнеру важно, что именно неудобно, чтобы понять, что нужно поменять.

Или можно аккуратно и, опять же, опираясь на непосредственное ощущение, переживание в танце рассказать про партнера: «Для меня объятие было некомфортно напряженным», «Я почувствовал, что она отдает больше веса, чем мне удобно, в этом движении» и пр. Чем более аккуратно, конкретно и детально вы сможете описать феноменологию того, что происходит в танце, тем понятнее и проще будет и вам, и партнеру, и преподавателю.

Como te sentiste? Что вы чувствовали во время последнего танца?