Blog

Танго-движения


Меня тут спрашивают, считаю ли я, что не надо знать танго-движения.

И я решила ответить постом, подумать об этом вместе. Если у вас в этой теме есть свои соображения, сомнения, вопросы и пр., давайте обсудим в комментариях. Было бы очень интересно!

Начнем с того, что в моем опыте чаще всего вопрос про танго-движения возникает в очень особенных ситуациях. Когда танец не клеится, когда что-то нам мешает танцевать. Когда мы по каким-то причинам не чувствуем себя, не даем себе сказать, что хочется, не слышим партнера. В этот момент ощущение неловкости подталкивает русских и европейских танцоров (мне кажется, у аргентинцев бывает иначе) к разрешению этой ситуации через научение определенным движениям. Извините, я тут обобщаю. Обычно это не помогает. Поэтому, когда мне задают вопрос про движения, я начинаю присматриваться к тому, что мешает танцевать.

Такой ход, мне кажется, очень типичен для нас. Хореографическая подготовка была / есть у большинства педагогов. Второе по популярности — спортивные танцы, в основном бальные. И то, и другое преподается через форму движения с раннего детства, занимаются развитием координации движений, но сложно было бы рассказать про танец мужчины и женщин как основу и причину всех этих движений. И там, и там, содержанием танца традиционно начинают заниматься через много лет. Чемпионы, танцоры международных классов, солисты балетов берут задачу своим танцем что-то сказать.

Когда я пришла учиться танцевать танго (со своим опытом и балета, и спортивных бальных и много чего еще), я обнаружила педагогов Норму Гомез Томаси и Эрнесто Кармона, которые предлагали обратное: обнять и почувствовать, искать, что хочется сказать и ответить, заботиться о партнере, о паре, о контакте, работать с присутствием и намерением. И делать это с самого начала обучения! И неожиданно оказалось, что это работает. Что для взрослого человека, вне зависимости от его танцевальных умений, это важнее, ради этого в первую очередь он и приходит танцевать, и с таким подходом получается это куда легче, естественнее. Недавно я нашла прекрасное объяснение этому у Бернштейна. Смысловой уровень построения движений — главный. Через это он умудрялся реабилитировать, восстановить способность двигаться и трудиться у людей с разнообразными нарушениями. 10 лет назад для меня это было революцией! Что так можно и не только на словах, но на деле!

Работая с танцем, я вижу, что тело учится тому, чему мы его учим. Если мы на занятиях, практиках и милонгах учим тело повторять одни и те же движения многократно, скучать в этом повторении, двигаться пусто, механистично, эгоистично, на автомате, копировать и пр., то даже, когда нам захочется другого, выйдет это. Если мы учим его решать разные творческие, смысловые двигательные и танцевальные задачи, прислушиваться к себе и к партнеру, создавать и транслировать состояния, находить выражение для всего разнообразия наших чувств и эмоций… то тело будет осваивать именно это, находя нужные формы.

Мы много это обсуждали с Эрнесто и Нормой на занятиях. И недавно в зуме читали и обсуждали подробнее историю возникновения танго. Среди прочего там был кусочек о том, что на заре танго пары танцевали, щеголяя своей ловкостью и смелостью, придумывая на ходу новые движения, остановки и неожиданные смены. В этом была «фишка» танца. Для партнера —придумать что-то новое, свое, для партнерши — услышать, сделать вместе. У каждого — свой стиль. И в этом интерес станцевать с человеком — познакомиться с его образом движения, мышления, ловкостью!

Это — один из главных принципов, черт характера и духа танго как танца, как мне кажется! Импровизация вместе. Свой аутентичный стиль и свои движения. Я думаю, именно это сделало танго таким живым, интересным, создало невероятно широкий «словарный запас».

И если при путешествии танго в Европу, при попытке научить этому танцу нас, «продать» нам его, аргентинские педагоги начали использовать привычный нам язык и разбор танго-движений… Это приходится списать на стратегию выхода на новый рынок. И, может быть, недостаток педагогического опыта или таланта у тех, кто пытался передать танго таким образом.

Я не считаю, что танго — это набор типичных движений. Я не считаю, что танго нужно задавать такие «рамки». Я считаю, что танго — это большая, многогранная культура. В ней много мудрости, непривычных нам в нашей Москве принципов, ценностей и умений, исторического опыта и смелости. И именно это стоит искать и этому учиться. Нас обычно коробит, когда нам рассказывают или просят спеть главную русскую песню Калинку. Так же странно имхо выглядит представление о танго, как о наборе очо и ганчо.

И тут встает очень интересный вопрос… Если мы не определяем танго как набор движений, как мы найдем и сохраним его характер, стиль и дух?

Я думаю, что учиться танго стоит, поставив во главу углу поиск возможности быть собой в непривычном нам контакте, близости, заботе друг о друге, совместном творчестве, импровизации, телесной выразительности и т.д. и т.п. Все это — то, что нам дается не очень легко, не очень естественно.

Бывает, что на занятиях помимо самого танго мы занимаемся и задачами телесно-двигательного развития. В последнее время (и с карантином этого стало больше) многие не в очень хорошем контакте со своим телом, не владеют им. И тут, конечно, в тему и работа с движениями. С примерами движений. Но в этом случае (учитывая все написанное выше) нам нужно находить способы работать с ними смело и весело, вместе и по-своему, разнообразно и выразительно и т.д. и т.п. Такая работа приведет к другому качеству «знания» движения, к тому, что я буду владеть этим движением, а не оно мной. Я смогу выбрать, что я хочу, с кем, когда и как. И я лично очень люблю и такую работу! Это очень увлекательно!