Исако Абитболь — музыка из путешествия 2020
«Патриарх чамамэ»
Очень сложно оказалось написать про Исако. Переписываю раз за разом этот текст, ищу слова, и возвращается ощущение, что они недостаточно глубоки, что так много осталось непонятным, недочувствованным.
На мой совершенно субъективный взгляд Абитболь принес в чамамэ такую глубину и пронзительность, такую тонкую нотку еврейской тоски, которая рвет душу на части и не дает остаться равнодушным. Но, конечно, сделал далеко не только это. Многие копируют его манеру игры, его приемы, но, как говорят музыканты, есть мелодии, которые после него никто не может сыграть. Его коллеги до сих пор жалуются, как он стремительно менял тональности и импровизировал, гениально сочетая несочетаемое в гармонию. Рассказывают, как он переживал, что ему приходится упрощать музыку, чтобы его слушали и танцевали. Рассказывают, как в Германии одним из отзывов на его музыку было — что ее написал бы Бах, если был бы жив. Все сходятся в одном — его влияние на чамамэ огромно!
К счастью разнообразнейшей информации про Абитболя довольно много. Как и записей его музыки. И можно попробовать понять, вжиться.
Родился он в ноябре 1917, а ушел в марте 1994. Сохранились видео его обаятельных интервью и выступлений. Многие музыканты с большим чувством вспоминают и рассказывают о том, как он повлиял на их творчество. В 2018 году Игнасио Блакона запечатлел эти рассказы в фильме «Сегодня играет Исако».
Эта музыка была его любимой… Мелодия авторства Чарли Чаплина из фильма “Огни рампы”.
Говорят, он останавливал все, чтобы ее послушать.
Он родился в провинции Коррьентес, на границе с Уругваем. В еврейской семье выходцев из Марокко. Он верил в судьбу. И считал, что его музыкальный дар пришел к нему, когда в 8 лет ему явился Иисус. Играть он начал на бандонике (инструмент, похожий видом на бандонеон, а звуком на аккордеон), потом на пианино и на бандонеоне. В то время играли в основном танго, бразильскую музыку и парагвайскую польку. Его дядя, который с 8 лет поощрял и помогал ему с бандонеоном, в 17 убедил его поехать учиться дальше в Буэнос-Айрес.
В Буэнос-Айресе того времени бандонеон предполагал танго. Исако учился игре и фразировке у того же бандонеониста, у которого учился и Тройло — у Сириако Ортиса (Ciriaco Ortiz). И потом какое-то время зарабатывал на жизнь, играя танго. Бандонеон стал его инструментом. Но уже в 1936 он становится частью коллектива «Дети Коррьентеса» под руководством Эмилио Чаморро, о котором я писала раньше. С ними он записывает первые диски и впервые исполняет свои песни. В 1942 вместе с Эрнесто Монтьелем они создают «Квартет Санта Ана», о котором я тоже писала раньше, из которого Исако выходит в 1951 году.
Я долго пыталась понять, почему он ушел. Квартет был их совместным детищем, давал возможность работать и зарабатывать, и творить вместе с сильными музыкантами. Мне казалось, что при этом потеряли все. И квартет, лишившись одного их своих руководителей-основателей, и Исако, ведь оставив Монтьелю имя Квартета, ему пришлось начинать с начала, создавать себе имя, находить способы работать, играть, добиваться признания своей музыки. Многие его задумки, видимо, сначала не удавались. Его не записывали, мало звали играть, не танцевали под его музыку. Но… слушая музыку квартета, я понимаю, что она осталась на высоком уровне и развивалась в своем русле, в своем стиле, обогащаясь, открывая новые горизонты. А Исако, несмотря на сложности в начале пути, благодаря этой свободе эксперимента, сумел открыть другое звучание и предложить много нового своей музыкой. И это сдвинуло вперед чамамэ. Этот по духу богемный человек, не привязанный к деньгам и известности, хотел воплощать «свои штуки». И это было важнее трудностей пути.
Два других гения бандонеона — Тройло и Пьяццолла — называли Исако лучшим бандонеоном страны. Известно, что Пьяццолла, придя его послушать, сказал, что это «лучший бандонеон, который он слышал в Буэнос-Айресе». Известна фраза Тройло про него «Лучший бандонеонист страны, по счастью, посвятил себя чамамэ, а не танго». Они приходили его слушать. Но сам он был недоволен своей игрой. Он говорил, что его пример — Кокомарола, который играл с такой сердечностью, нежностью (dulzura), над которой Исако все еще работает.
Как часто бывает, одна из его гениальных находок произошла случайно. На одном из концертов было очень влажно, слишком влажно. И на его бандонеоне в процессе выступления запала клавиша на высокой ноте, получился длинный звук на одной ноте. Ему пришлось сыграть мелодию другой рукой. Но слушающие и танцующие вдруг взорвались сапукаями (сапукай — характерный протяжный крик, выражающий высшую степень чувств — радости и скорби, возмущения и одобрения, характерен для всего этого региона, обычно на танцах, в чамамэ появляется, когда музыка глубоко тронула). На следующем концерте он повторил и вызвал не меньше энтузиазма. Такой звук стал одним из характерных приемов Исако.
В 1950-60х он собирает свою «коррентинскую группу», с которой играет и записывает диски в самых разных составах, и одновременно сотрудничает с Квартетом Санта Ана и еще несколькими коллективами.
В 1970х он организовал Золотое трио с Хулио Лоран и Роберто Галарса, с которыми записал несколько прекрасных дисков.
В 1980х играл и записывал диски вместе со следующим «поколением» чамамесеро — с Антонио Тарраго Росом и группой «Из Имагуарэ» (Los de Imaguare)
Он сочинил около 200 мелодий, среди них Каландрию — La calandria (пересмешник). Самую популярную в плане частоты исполнения мелодию чамамэ. Из самых известных еще — La taba, La Yapa, Paraje Bandera Bajada, Siete Higueras и т.д. Всего он записал 21 альбом за почти 70 лет на сцене.
Музыкальный гений, сам он говорит, что это не главное. Да, музыка — его работа и призвание, но ему важнее, что благодаря музыке он встретил многих друзей. Кажется, его слушатели думают так же: везде о нем отзываются прежде всего как о том, кто очень высоко ценил дружбу, помогал людям и обожал собак. Как о добром человеке.
«Каждый дом был клеткой для певчей птицы, которую Бог вложил в душу Дона Исако Абитболя.
Говорят, это была влюбленная птица-пересмешник, и в мехах его бандонеона она пела каждый раз на закате».
Его биография и заметки о нем, его дискография, в iTunes всего три альбома.